Таинство Крещения

Памятка к Крещению

Расписание бесед и крещения

 Таинство Крещения является дверью в Церковь как Царство благодати – с него начинается христианская жизнь. В Крещении человек облекается во Христа, по словам апостола Павла, которые поются во время обхождения крещаемых вокруг купели: «Елицы во Христа крестителя, во Христа облекостеся» (рус. перевод: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облекитесь»). В Крещении человек умирает для греховной жизни и воскресает в новую духовную жизнь, о чем говориться в апостольском чтении, содержащемся в чинопоследовании Таинства: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились…Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над ним власти… Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога» (Рим 6:3-11).

   Таинство Крещения заповедано Самим Христом: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28:19). Заповедь Христа включает в себя основные элементы чинопоследования  Таинства: предварительное научение («оглашение»), без которого вера не будет сознательной, погружение в воду и молитву «во имя Отца и Сына и Святого Духа».

   Что же касается веры как главного условия действенности таинства («Кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк 16:16), то в случае крещения младенцев исповедание веры произносят восприемники(родители), тем самым дающие обязательство воспитать детей в вере и сделать их крещение сознательным. Младенец, принимающий Таинство, не может логически осмыслить то, что происходит с ним, однако его душа вполне способна воспринять благодать Святого Духа. Младенцам благодать Божья дается как бы в залог их будущей веры, как семя, которое бросают в землю; но для того, чтобы из семени выросло дерево и принесло плоды, требуются усилия и восприемников, и самого крещаемого по мере его возрастания.

   В древней Церкви крещение совершалось не ежедневно, по мере потребности желающих креститься, а лишь по большим праздникам, в особенности на Пасху. Крещению предшествовали долгие месяцы (а иногда и годы) оглашения, когда готовящиеся к Таинству приходили в храм и слушали беседы епископа или священника, раскрывавших им смысл христианской жизни и учились евангельской нравственности.

   Хотя продолжительное оглашение в наше время не практикуется, однако его необходимость, в особенности, когда речь идет о крещении взрослых, очевидна: прежде чем крестить, необходимо научить.

   В чине Крещения сохранились молитвы оглашения и изгнания диавола (экзорцизм), после которых происходит торжественное отречение крещаемого (или восприемника) от диавола и его злых действий, а также исповедание веры во Христа. Затем следует освящение воды, помазание елеем и само троекратное погружение с произнесением слов «Крещается раб Божий(раба Божия)… во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого духа, аминь». Непосредственно за погружением в воду следует Таинство Миропомазания, после которого совершается троекратное обхождение вокруг купели с пением «Елицы во Христа креститеся». Чин Крещения завершается чтением отрывков из Апостольского послания и Евангелия, символическим пострижением волос и воцерковление. Сразу же после крещения или в ближайшие дни новокрещенный вне зависимости от возраста должен приступить к причащению Святых Христовых Тайн.

   Таинство Крещения совершается только один раз в жизни. В Крещении человек получает освобождение от первородного греха и прощение всех своих грехов. Однако оно является лишь первой ступенью в восхождении к Богу, и если за ним не следует обновление всей жизни, духовное перерождение, решительный отказ от дел «ветхого человека», то оно не приносит плода. Благодать Божья, получаемая в Крещении как залог, как семья, будет прорастать в человеке и многообразно проявляться на протяжении всей его жизни, если он стремится ко Христу, живет в Церкви и исполняет заповеди Христовы. Если же крещение было только формальностью, дань традиции или моде, а сам человек продолжает жить как язычник или неверующий, он лишается всех плодов Таинства, отлучает себя от Христа и извергает себя из Церкви.